Поворино
Городское поселение город Поворино расположено в центральной части Поворинского муниципального района Воронежской области. На юге городское поселение город Поворино граничит с Волгоградской областью, на севере – с Борисоглебстким городским округом, Рождественским и Самодуровским сельскими поселениями. Площадь поселения – 2695,95 га. По территории поселения с запада на восток проходит автодорога Новохоперск – Поворино – Балашов и двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль Валуйки – Лиски – Поворино – Балашов. С севера на юг проходит однопутная железнодорожная магистраль Грязи – Поворино – Волгоград. В северной части протекает р.Хопер, в которую впадает р.Свинцовка. Пойма Хопра имеет множество озер – стариц.
На территории поселения расположен один населенный пункт – город Поворино. Город Поворино расположен на левом берегу р.Хопер. Основан в 1871 г. как железнодорожный полустанок вблизи р.Хопер при прокладке железнодорожной линии Грязи – Царицын на участке от Борисоглебска до Филоново. Назван по соседнему с.Рождественское (Поворино), находящемуся в 5 км к западу. Первоначально назывался “Выселок из села Рождественского при станции Поворино” В 1887г. здесь было 7 домов, где проживали 52 человека: обслуживающие станцию железнодорожные рабочие и несколько крестьянских семей, переселившихся из с.Рождественское.
В 1895 г. при строительстве Юго-Восточной железной дороги на участке Харьков – Балашов через Лиски и Поворино станция Поворино стала узловой, что дало резкий толчок ее развитию. Главным грузом, отправляющимся со станции, было зерно. В Поворино грузилось до 3,5 млн. пудов зерна из 126 млн., вывозимых Юго – Восточной железной дорогой (данные 1899 г.).
В 1900 г. при станции Поворино проживали уже 223 человека, из которых 182 – рабочие, обслуживающие станцию, и их семьи, 41 – переселенцы из с.Рождественское. При поселке, насчитывающем 6 дворов, действовали 1 винная и 5 мелочных лавок. В военно-историческом архиве России хранятся планы станции Поворино, в т.ч. планы расположения железнодорожных путей и зданий, относящиеся к 1890,1897,1900 и 1902 гг. По этим планам вдоль железной дороги были выстроены кирпичные казармы для рабочих, а в начале XX века было построено кирпичное здание вокзала. К 1917 г. при станции Поворино проживали уже 500 человек, было около 70 домов, в том числе 4 двухэтажных – здания железнодорожных казарм. Действовали больница и школа.
В период революции и Гражданской войны (1917 – 1921) станция Поворино находилась в центре всех происходивших в районе событий и военных операций. В конце 1917 г. здесь сформировался боевой отряд железнодорожников под командованием А.Д.Похващева, который охранял станцию от налетов казаков генерала А.М.Каледина, осматривал поезда с целью выявления едущих “на Дон” офицеров царской армии.
К началу лета 1918 г. станция оказалась в районе наступления армии генерала П.Н.Краснова. в ноябре 1918 г. боевой отряд железнодорожников станции стал ядром сформированного здесь Поворинского полка. В помощь полку были присланы другие части Красной Армии. Охрану станции Поворино несли китайские интернационалисты из 5 – го Заамурского полка. В боях за станцию участвовали Саратовский и Витебский полки, особая ударная группа латышских стрелков. 21 декабря 1918 г. станция Поворино была взята отрядом белой армии под руководством генерала Сидорина. В течение 1919 г. она несколько раз переходила из рук в руки. В г.Поворино сохранились две братские могилы красноармейцев времен Гражданской войны.
В 1926 г. в Поворино проживали 1245 человек. В 1935 г. в результате прокладки второго железнодорожного пути станция стала пропускать значительно больше грузов и стратегическое значение увеличилось. В предвоенные годы были построены паровозное депо и вагоноремонтный пункт. В 1930 – е гг. сформировалась застройка будущего города. Здесь были выстроены школа, клуб, детский сад, жилые и административные здания.
Во время Великой отечественной войны станция неоднократно подвергалась бомбежкам. Здесь были развернуты два эвакогоспиталя. В парке города устроено мемориальное кладбище. Здесь захоронены воины различных подразделений Советской Армии. Большинство умерло в 1942 – 1943 гг. от ран в военном госпитале №3238, дислоцированном на железнодорожной станции Поворино. Часть захороненных погибла при бомбежке госпиталя №1095, расположившегося здесь же, и при бомбежках железнодорожных эшелонов на станции.
В 1954 г. рабочий поселок Поворино получил статус города.
В 2009 г. в Поворино было 17650 жителей. Работали локомотивное и вагонное депо, элеватор, предприятия по производству колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, хлеба и хлебобулочных изделий, производству чулочно – носочных изделий. В городе работают четыре школы, центр внешкольной работы, 5 детских садов, больница, поликлиника, станция скорой помощи, центр культуры и творчества на 300 мест (построен в 1936 г.), детская школа искусств, библиотека, филиал спортивной детской юношеской школа олимпийского резерва №33, районный Поворинский физкультурно – оздоровительный центр.
В планировочном отношении город разделен железной дорогой на несколько частей. Западная часть, с мелкими прямоугольными кварталами, – это первоначальная часть Поворино. Здесь расположен общественный центр города, вокзал, историческая привокзальная застройка. Здесь сохранилась историко – культурная среда конца XX вв. восточная часть города застроена в середине – конце XX века. Кварталы здесь более вытянутой формы, улицы идут параллельно железной дороге. В 2005 г.в этой части города, неподалеку от железной дороги, был построен храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В северной и южной частях города расположены промышленные зоны. К объектам культурного наследия на территории города Поворино относятся: здание школы, построенное в 1936 г. (пер.Школьный, д.6, МОУ “СОШ “1”), где в 1942 – 1943 гг. находился эвакогоспиталь №1095, а также братская могила №354,1918г., братская могила №252, 1919 г., братская могила, 1942 г., расположенная в парке Победы.
Информация о городе поворино взята с сайта: https://povorinosity.ru