Борисоглебск

Основание

Город основан в 1698 году на левом берегу реки Ворона, вблизи её впадения в Хопёр, в 204 км от Воронежа. (некоторые источники указывают на 1646 год), как выражается летописец, «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». До 1704 года носил имя Павловск (Новопавловск). Пётр Великий, предположив покорить Азов, сделал Борисоглебск временным депо для заготовки леса к постройке каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию здесь промышленности.

В Борисоглебске в начале XX века существовала весьма оживлённая пристань, по близости к Хопру названная Хопёрской. Ещё в 1870-х годах на здешней пристани грузилось более 52 тыс. м³ зерна и муки; в Борисоглебск на луговой стороне Хопра и Вороны ежегодно строилось до 2 тыс. барок, отправлявшихся с товарами в Ростов и Таганрог; ежегодно здесь бывало до 10 тыс. бурлаков. Проведением Грязе-Царицынской дороги Борисоглебск связался с Царицыным и, следовательно, с Приволжским краем, с одной стороны, и с портами Балтийского моря, с другой, и быстро стал одним из оживлённых хлеботорговых пунктов чернозёмного края, через который направлялись в Санкт-Петербург и Москву хлеб, лес, керосин, рыба, икра, арбузы, а также соль из озёр Астраханской губернии, которой снабжался весь район железной дороги.

В 1890 году на участке Грязи — Борисоглебск (199 км) было выручено по перевозке грузов и др. — 3 418 925 руб., или — 17 181 руб./км. По сведениям 1885 года, в Борисоглебске проживало 13 007 жителей (6325 мужского пола и 6682 женского пола), почти исключительно православных. В Борисоглебске в начале XX века имелась женская (4 класса) и мужская (6 классов) прогимназии, техническое железнодорожное училище, два приходских городских училища и др. Из ярмарок тогда выделялись казанская (6 июля), продолжавшаяся 3 дня, имевшая важное (местное) экономическое значение.

В Гражданскую войну находился в зоне боевых действий между Рабоче-крестьянской Красной Армией, с одной стороны, и Добровольческой и Донской армиями — с другой, неоднократно переходил из рук в руки. Борисоглебский уезд был охвачен Тамбовским восстанием.

В декабре 1922 года в Борисоглебске была создана 2-я военная школа лётчиков Красного воздушного флота, готовившая пилотов для ВВС, ставшая позднее Борисоглебским высшим военным авиационным ордена Ленина Краснознамённым училищем лётчиков имени В. П. Чкалова, с мая 2001 года — Борисоглебский учебный авиационный центр (филиал) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.

В 1940 году на базе педагогического училища был основан учительский институт в составе двух отделений — физико-математического и филологического. Он давал выпускникам неоконченное высшее образование. В сентябре 1952 года учительский институт был реорганизован в педагогический институт, призванный готовить специалистов с высшим образованием для средних школ.

XVIII век

В 1708 году, при первом разделении России на 8 губерний, Борисоглебск приписан был к Азовской губернии. В 1719 году, когда границы губерний вторично были изменены, Борисоглебск вошёл в Тамбовскую провинцию, в 1732 году перечислен в Воронежскую губернию, а в 1779 году, когда образовано было Тамбовское наместничество, — Борисоглебск был сделан одним из 15 уездных городов наместничества. Весьма выгодное географическое положение города, связанного водным путём с портами Азовского и Чёрного морей (Ворона, Хопёр, Дон, Азовское море), в значительной степени влекло к нему произведения не только своего уезда, но и также уездов Кирсановского и Балашовского и всей южной половины губерний и смежных уездов губерний Саратовской и Воронежской.

Во времена Петра Первого был знаменит, главным образом, корабельным Теллермановским лесом. В период подготовки к Азовским походам здесь, в Теллермановском дубовом массиве, заготавливали лес и строили вспомогательные суда и баржи для Азовского флота. Это способствовало привлечению сюда населения и хозяйственному освоению местности. Вокруг города возникали слободы работных людей. В 1708 г. жители Борисоглебска присоединились к восстанию под предводительством К. Булавина, но были разбиты царскими войсками.

В 1713 г. на город был совершён последний набег калмыков и татар. Постепенно, по мере продвижения границ России на юг, Борисоглебск терял военное значение и к середине XVIII в. превратился в торговый и ремесленный город — значительный пункт по закупке и сбыту хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственного производства. Водный путь связал его с портами Азовского и Чёрного морей, куда отправлялось ежегодно от 60 до 90 барок с хлебом, ржаной мукой, овсом, а также лесом.

   XIX век

Хлебный рынок оживился после крестьянской реформы 1861 г. Хлеб, муку, зерно водным путём через Ростов и Таганрог вывозили за границу. Главными предметами сухопутной торговли были шерсть, кожа, скот. Пшеницу, скупаемую в помещичьих экономиях уезда, перерабатывали в крупчатую муку на мельницах Борисоглебска и отправляли на север — в Тамбов, Елец, Москву и другие города. В середине века на мойках Борисоглебска ежегодно перемывалось до 30 000 пудов шерсти, которая затем шла на фабрики солдатских сукон в Тамбовскую губернию, в Москву, на ярмарки в города Лебедянь и Тамбов, в станицы Урюпинская и Михайловская. В Землях войска Донского, Екатеринославле, Харькове, Саратове закупали крупный и мелкий рогатый скот. Часть его откармливали на плодородных землях Борисоглебского уезда, а затем продавали, другую часть скота забивали и перерабатывали на салотопнях города, а сало вывозили в Моршанск и Москву, кожу сбывали на Урюпинской и Лебедянской ярмарках. В Борисоглебске два раза в год — в июле и октябре — действовали торговые ярмарки.

Торговля вызвала к жизни разнообразные производства. В 1860 г. город имел 31 предприятие (6 шерстомойных, 2 мыловаренных, 10 салотопенных, 4 воскобойных, 8 кирпичных, 1 чугуноплавильное). Изменения произошли и в социально-культурном облике города. В 1860 г. в Борисоглебске проживало 9356 человек (из них 2599 купцов и 5682 мещанина). На восьми улицах и двух площадях (после пожара 1805 г. город застраивался со стороны р. Ворона строго в линию, образуя широкие прямые улицы) стояло 737 домов, 79 лавок, 4 церкви, действовало два училища — уездное (открыть в 1836 г.) и приходское сельское, 1 больница. С 1837 г. жители города стали регулярно получать газету «Тамбовские губернские ведомости», в неофициальном отделе которой печатались статьи Борисоглебского помещика, члена-корреспондента Вольного экономического общества Х. Козлова.

В 1869 году начал действовать «Пивоваренный завод № 4 А. А. Насоныча». Завод выпускал пиво тёмных и светлых сортов, а также фруктовую газированную воду. С приходом Советской власти завод продолжал действовать в первоначальном виде. В середине XX века предприятие было модернизировано, построены новые цеха и запущены новые линии. В настоящее время предприятие продолжает выпускать пиво.

Развитию города во многом способствовало строительство в 1869—1871 гг. Грязе-Царицынской железной дороги, связавшей город с промышленными центрами страны и с портами Балтийского моря. Сооружение железной дороги стимулировало создание промышленных предприятий в городе. В 1869 г были открыты железнодорожные мастерские для ремонта подвижного состава, ставшие впоследствии главными на Грязе-Царицынской железной дороге. В конце XIX в. в Борисоглебске действовало 34 фабрики и завода. Среди промышленных производств первое место занимало мукомольное — было 7 мельниц. В 1892 году в Борисоглебске началось строительство элеватора. Важная роль принадлежала маслобойному производству — работало 6 заводов. В городе было также три мыловаренных завода, два шерстомойных, два воскобойных, девять кирпичных, шесть салотопенных, один пивоваренный завод (основанный в 1886 г. Клинсманом) и чугунолитейный завод братьев И. О. И А. О. Волостных (основан в 1875 г.).

В конце XIX — начале XX в. Борисоглебск вступает в систему кредитно-финансовых отношений. Открываются представительства крупнейших частных коммерческих банков: петербургских Волжско-Каменского и Северного (Русско-Азиатского), а также Воронежского коммерческого. Но уже ранее, с 1869 г. в городе действовали отделения Государственного банка и Борисоглебское общество взаимного кредита.

Борисоглебск выделялся среди других провинциальных городов высоким уровнем культуры и образования. В конце XIX века его население составляло 22 309 человек, половина из них была грамотной.

С ростом промышленных предприятий развивалось рабочее движение. Массовые выступления железнодорожников прошли в 1882 и 883 гг. В среде рабочих, служащих и местных учителей в 1888 г. возник первый социал-демократический кружок под руководством В. Я. Алабышева, исключённого из Казанского университета вместе с В. И. Лениным за участие в студенческих волнениях. В кружке состоял живший тогда в Борисоглебске А. М. Пешков (М. Горький).

В Борисоглебске действовала городская, земская и железнодорожная больницы. С 90-х годов XIX в. работало Борисоглебское медицинское общество.

Начало XX века

К 1917 году в городе действовали начальные и средние учебные заведения: Александровская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, три частных гимназии, техническое железнодорожное училище, семь городских мужских приходских училищ и пять женских, двухклассное железнодорожное училище, одно городское четырёхклассное, высшее начальное и женское ремесленное училища. Большой вклад в дело развития образования и культуры в городе и уезде внёс инспектор народных училищ Н. В. Павловский (отец академика Е. Н. Павловского), прослуживший в этой должности с 1886 г. вплоть до своей кончины в 1914 г.

Средние учебные заведения, в том числе частные, были своего рода центрами общественной жизни города. Особенно ярко это проявилось в годы первой мировой войны, когда в гимназии устраивались вечера, спектакли, благотворительные концерты в пользу раненых, организовывались лазареты. В революционном 1917 году частные гимназии стали местом проведения политических лекций.

После февральской революции, давшей простор буржуазно-демократическим преобразованиям, в марте 1917 г. было создано Борисоглебское педагогическое общество. Оно объединяло преподавателей начальных и средних учебных заведений на почве их профессиональных интересов в целях улучшения дела народного образования в городе.

Особое место в культурной жизни города занимала деятельность князя С. М. Волконского — Борисоглебского землевладельца, почётного мирового судьи, видного театрального деятеля, внука декабриста С. Г. Волконского. Весной 1918 г. князь С. М. Волконский устроил в Народном доме первую в России выставку, посвящённую декабристам.

После победы февральской революции в Борисоглебске был создан временный орган городского управления — Городской общественный комитет, в который вошли представители городской думы и управы, земства, воинских частей, различных общественных и профессиональных организаций. В комитете преобладали эсеры и меньшевики.

30 января 1918 г. под воздействием Октябрьской революции в Петрограде, состоялся объединённый съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, избравший новый уездный исполком, в котором преобладали большевики.

В годы гражданской войны Борисоглебск трижды переходил из рук в руки.

Советское время

В 1920-30-е гг. Борисоглебск развивался как агропромышленный центр; был построен мясоконсервный комбинат, реконструирован мелькомбинат, чугунолитейный, кирпичный и пивоваренный заводы. Железнодорожные мастерские преобразованы в вагоноремонтный завод, построена городская электростанция. Были открыты техникумы механизации сельского хозяйства и дорожный, педагогическое и медицинское училища, учительский институт, начал работу драматический театр.

    В 1923 году была создана 2-я военная школа лётчиков, в которой учились В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки, Н. П. Каманин, А. Б. Юмашев, В. В. Талалихин и др. Впоследствии школа стала называться Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. В. П. Чкалова.

Во время Великой Отечественной войны Борисоглебск был прифронтовым городом, базой формирования воинских частей. Здесь находились военные госпитали, сюда были эвакуированы воронежские областные организации.